Музыкальный павильон усадьбы Спасское-Куркино

Одним из самых загадочных архитектурных объектов усадьбы Спасское-Куркино является музыкальный павильон. Именно такое название дошло до наших ушей от старожилов села. Звучали ещё наименования — музыкантская, музыкантский дом, музыкальный флигель, в общем — всё вокруг, да около музыки. Представьте себе, что на самом деле в этом доме проживали музыканты из дворянского оркестра.

До отмены крепостного права наверняка это были крепостные музыканты, а уже потом исполнителями в оркестре были свободные музыканты. Коллектив был большой — около 40 человек и вовсе не потому, что это был какой-то симфонический оркестр с большим ассортиментом музыкальных инструментов, а по причине того, что назывался он «роговым оркестром». Очень распространены подобные роговые оркестры были не только в Европе, но и в обеих российских столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Музыканты играли на мундштуковых медных инструментах похожих на конусообразные трубы с различными диаметрами и длинами. Из каждого инструмента (рога) звучала лишь одна нота, а поэтому, для красивого построения музыкальных аккордов нужно было одновременно дуть каждому музыканту в одну трубу (рог), которых у каждого участника оркестра было по два, а у кого-то и по три рога.

1

Если учесть, что помимо основных семи нот присутствует пять звуков промежуточных, да ещё с учётом высоты звука нескольких октав, то и получалось столь большое количество музыкантов. Под роговый оркестр специально сочинялась и аранжировалась музыка, фиксируясь посредством оригинальной нотописи, чтобы музыканты успевали менять инструменты для исполнения нот. Подобные находки про усадебный дворянский оркестр нашла в архивах Марина Геннадьевна Долгушина, заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета. Подробнее в статье «Музыкальный быт и развлекательная культура Вологды второй половины XIX века».

2

Необходимо сказать, что это был уважаемый и пользующийся успехом у вологодской публики музыкальный коллектив, который в течение нескольких десятилетий обслуживал многие крупные и значимые торжественные, праздничные и светские мероприятия в губернском городе Вологде. Организован он был ещё при дворянской семье Резановых, так как в своих воспоминаниях «Арабески моей жизни» Алексей Фёдорович Резанов делится сюжетами общения с капельмейстером, а именно так назывался в те времена дирижёр оркестра: «Я бы готов был тогда отдать всё за одно только позволение в осенние 8 часов вечера гулять вместе с ними и дразнить собак и кошек капельмейстера Егора Васильевича с важностью расхаживающего с дубовой палкой по кружалу и сбирающего в свой красный носовой платок кислицу и другие целительные травы для настою... (он, как и все великие композиторы, имел своего рода странности и довольно сильно придерживался горячительных напитков), но об этом нельзя было и помыслить».

О присутствии оркестра на многочисленных мероприятиях, свидетельствует газета «Вологодские губернские ведомости», где так и пишется «для публики исполнял оркестр Резанова...». В нашей коллекции имеется старая фотография из архива Анатолия Владимировича Андреева, внука последних владельцев усадьбы Спасское-Куркино, проживающего в г. Санкт-Петербурге. На представленных фотографиях изображены музыкальный павильон, находящийся на вазонной площадке возле главного усадебного дома из дореволюционной эпохи и сохранившийся его вид, дошедший до наших дней. Вроде, между ними нет ничего общего. Но, это только на первый взгляд, а при более тщательном исследовании фотографии и самого дома мы находим очень много всего интересного и уникального. Имеются все основания полагать, что музыкальный дом имел красивые полукруглые крыльца с двух противоположных сторон с наличием на обоих полуротондах больших балконов, одно из которых выходило на парк, второй - на большой сад и главный дом. На вазонную площадку выходила сторона дома, на которой была устроена самая настоящая сцена-подиум. О наличии сцены рассказала Римма Сергеевна Беляева, проживающая в настоящее время в Санкт-Петербурге. В девичестве, ещё до Великой Отечественной войны, она вспоминает, что встречи с подружками назначались именно «у сцены Музыкального дома».

Указал на расположение истинного места примыкания изящной полуротонды с балконом на верху к музыкальному павильону архитектор Александр Куцобин. В один из кратких визитов в нашу усадьбу профессиональный взгляд специалиста метко определил тёсанные кирпичи и спрятанную под перестроенным крыльцом советской эпохи кладку из старых кирпичей. Все эти вновь открытые детали дали чёткое понимание об истинном расположении утраченной полуротонды. Наши догадки по этому вопросу подтвердил и Николай Михайлович Соколов, житель села, воспоминания которого сошлись с предположениями архитектора.

Очень радостно, что ещё одна усадебная загадка почти что разрешилась. Музыкальный павильон сам по себе в архитектурном плане был не просто красивым. Он был изящным, с особым дворянским шармом, истинным украшением всей огромной лужайки вазонной площадки. Этот музыкальный павильон просто необходимо не только восстановить, но и наполнить творчеством.

Приглашаем всех вологжан и гостей города Вологды на увлекательнейшую экскурсию в усадьбу Спасское-Куркино. Телефоны для справок: 8-911-504-94-77 (Николай), 8-921-055-91-01 (Анна).

Для любопытных:
Муромцев Иван Николаевич. Губернские известия : 19 мая 1852 года в Вологде : (отрывок из дневника) // Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. – 1852. – № 21. – С. 201-202. Информация о гуляниях в Вологде в Духов день. В т. ч. об участии оркестра г. Резанова.
Губернские известия : Вологда // Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. – 1853. – № 22. – С. 189-190. О погоде и гуляньях в Вологде на городском бульваре, в том числе о концерте хора и оркестра помещика Д.Ф. Резанова.

Источник: Усадьба Спасское-Куркино, Вологда

Куркино
30.08.2021